Снежная Маска
А под маской было звездно

Центральный академический кукольный театр Образцова, не имеющий аналогов в мире, крупнейший представитель театрального кукольного искусства, расположен в Москве, на Садовой-Самотечной улице, в доме № 3, недалеко от станции метро "Цветной бульвар".
Основателем Московского театра кукол является Сергей Владимирович Образцов - выпускник художественного вуза "ВХУТЕМАС". Создание кукольного театра В 1920-м Сергей Образцов положил начало театральным кукольным выступлениям, собрав вокруг себя группу единомышленников и мастеров, умеющих создавать кукольные персонажи на высоком художественном уровне. Так появился кукольный театр Сергея Образцова.
Первые спектакли носили характер детских постановок на сказочную тематику. Затем репертуар кукольных представлений расширился, разнообразие стало возможным с появлением новых кукол, которые создавал сам Образцов со своими помощниками. Иногда самодельных героев постановок приносили москвичи, а бывало, что привозили из-за границы приезжающие на гастроли в СССР друзья-актеры.
Кукольный театр Образцова знали во всем мире, у него было много друзей и почитателей. В творческую группу мастера старались попасть люди самых разных профессий. Специфика работы театра кукол требует и техников для разработки кинематических схем, по которым должны двигаться куклы, и профессиональных художников театральных костюмов, поскольку "актеры" должны быть одеты в наряды своего времени. Художникам-портретистам тоже находилось место в творческом коллективе театра Образцова. Многие спектакли требовали кукол с характерным выражением, и непростой задачей было придать лицу персонажа оптимальную мимическую маску, подходящую на все случаи, для всех эпизодов.
К 1930 году Сергей Образцов приобрел небывалую популярность, стал известным в Москве эстрадным артистом, он сумел создать программы в пародийном жанре, которые назывались "Романсы с куклами", а позже поставил несколько спектаклей-водевилей. Представления проходили на случайных площадках, тем не менее популярность кукловода Образцова и его спектаклей росла стремительными темпами.

В 1931 году на волне всеобщего интереса к кукольным постановкам Сергей Образцов создал в Москве Центральный театр кукол, работающий уже на постоянной основе. Сергей Владимирович был режиссером-постановщиком спектаклей и художественным руководителем театра. В 1949 Образцов стал директором Московского ЦТК и оставался на этой должности в течение 43 лет, вплоть до своей смерти в 1992 году. Кукольный театр им. Образцова - это уникальная структура, требующая постоянного творческого обновления, что представляет собой нескончаемый процесс. Несмотря на то что Сергей Образцов все свое время посвящал театру, он также успел поработать в кино, был сценаристом и режиссёром документальных фильмов. Кроме того, Сергей Владимирович занимался педагогической деятельностью. В 1973 году он стал профессором ГИТИСа и преподавал театральное искусство на протяжении многих лет.

В 1976-м Сергей Образцов был избран президентом Международного Союза кукольников, а в 1984-м стал его почетным президентом. С 1955 года Образцов являлся член-корреспондентом академии искусств города Берлина. Кроме всего прочего, Сергей Владимирович за свою плодотворную жизнь собрал уникальную коллекцию экзотических кукол, которых он находил в разных уголках земного шара.
В 1970 году кукольный театр Образцова получил новое помещение на Садово-Самотечной улице. Новый дом был подобран удачно - просторное фойе и большой зрительный зал для беспокойной детской публики подходили как нельзя лучше. На фасаде театра разместили часы кукольного театра Образцова, они считаются одной из самых главных достопримечательностей Москвы. По периметру циферблата расположены 12 домиков, их дверки поочередно открываются каждый час, а за ними оживают сказочные персонажи. Кукольный театр Образцова (фото представлены в статье) - это многообразный детский мир, каждое посещение которого для ребенка - незабываемый праздник.

- Читайте подробнее на FB.ru: fb.ru/article/147208/kukolnyiy-teatr-obraztsova...


Кто не хотел бы снова побывать в этом интересном мире для детей, да и для взрослых тоже - Центральном театре кукол имени Сергея Образцова. А визитной карточкой театра по праву считают необычные музыкальные часы на фасаде здания. Эти уличные часы, дают уникальную возможность возвратиться в мир беззаботного детства и несомненно привлекают к себе внимание прохожих. К моменту создания, музыкально-театральные часы не имели аналогов во всей стране.
Появились часы на фасаде здания театра кукол в 1970 году вместе с открытием театра на Садовом кольце. Это здание проектировалось и строилось специально для театра. При постройке театра были учтены все существующие новшества того времени - в оборудовании сцены театра, света и звука, но фасад самого здания представлял ничем не привлекательную бетонную стену серого цвета, что было характерно стилю построек того времени. Однако, руководитель театра решил оживить внешний вид театра необычными, огромными часами.
Сергей Образцов со своим театром много путешествовал по всему миру. И его всегда привлекали башенные часы средневековых мастеров, которые, как правило, изыскано украшались и нередко имели механизмы с двигающимися фигурками, разыгрывающими представление и привлекающими к себе внимание. Подобные часы вешались в местах массовых скоплений людей, украшая важные здания города и городские площади, являясь показателем престижа города. Воодушевленный увиденным, Образцову пришла в голову идея создания кукольных часов с фигурками — сказочными героями и украсить ими серый фасад нового здания театра кукол.
Часы представляют собой круглый циферблат вокруг которого хаотично разбросаны домики сказочных героев. Домиков, а соответственно и вымышленных жителей - двенадцать. Итак, за 30 секунд до наступления часа кричит петух, поворачиваясь к собравшимся зрителям он громко кукарекает и хлопает крыльями. В этот момент стрелка часов указывает на домик, дверцы которого раскрываются и показывается фигурка. Все эти действия происходят под знакомую всем с детства мелодию, в аранжировке Н. Богославского, «Во саду ли, во городе». Так, поочередно, соответствуя каждому часу, показываются все герои друг за другом. В полдень и в полночь, дважды в сутки, все сказочные персонажи появляются вместе, а зритель может увидеть жителей всей деревни.
Авторами часов являются скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а механизм придумал Вениамин Кальмансон. На изготовление часов было потрачено много средств. Габариты необычных часов составляют 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. Сами часы изготовлены из меди, нержавеющей стали, латуни и текстолита. Лучи часов, узоры и флагшток покрыты сусальным золотом. Все сказочные герои сделаны из стеклопластика. Более 50 человек кропотливо работали над производством кукольных «ходиков» , среди них слесаря, механики, чеканщики и мастера по золоту.
Изначально, часы имели электромеханическое устройство, которое занимало специально для него отведенную комнату. За бесперебойной работой «ходиков», следили специально обученные часовщики. В их работу входило обслуживание часов и своевременное включение магнитофонной записи голосов, соответствующих сказочным героям. В полдень и в полночь комната, в которой располагался механизм часов, наполнялась скрипом и гулом работающих агрегатов, а тишина наступала, после того, когда все персонажи покажутся из своих домиков.
Кукольные часы Образцова отличались точностью хода и по ним прохожие сверяли наручные часы, считая их самыми точными после Кремлевских курантов.
Сейчас в часах другой механизм и точность хода их не велика из-за нехватки средств на их обслуживание. Голос кричащего петуха стал тише и приглушенное, хотя ранее звонкое ку-ка-ре-ку не давало спать жителям близлежащих домов. В связи с эти часы имели 2 режима дневной и ночной, звук которого был гораздо тише дневного.
Сегодня, как и 40 лет назад, часы театра кукол Образцова, собирают вокруг себя большое количество зрителей, как взрослых так и детей, которые с нетерпением ожидают 12 часов и появления всех сказочных героев. Этот миниатюрный спектакль, в исполнении кукольных часов прошлого века, восхищает и заставляет приходить снова и снова детей растущих в эру высоких технологий.

@темы: работа